Дифференциальное уравнение динамики относительного движения точки
Запишем сначала дифференциальное уравнение динамики точки в инерциальной системе отсчета
m−→W=→F+→N (11)
где →F — равнодействующая всех задаваемых сил, →N — равнодействующая сил реакций.
Формула, связывающая ускорения точки в неподвижной и подвижной системах отсчета, была получена в курсе кинематики:
−→W=−→Wc+−→We+−→Wr , (12)
где −→Wc=2→ωe×→Vr — ускорение Кориолиса; →ωe— угловая скорость вращения подвижной системы относительно неподвижной; −→We— ускорение точки подвижной системы отсчета, с которой в данный момент совпадает рассматриваемая точка (переносное ускорение); →Vr;−→Wr— скорость и ускорение точки в подвижной системе отсчета (относительные скорость и ускорение).
Поскольку неподвижная система отсчета инерциальная, подставим (12) в (11) и запишем дифференциальное уравнение в виде
m−→Wr=→F+→N+→Fe+→Fc. (13)
Слагаемые →Fe=−m−→We и →Fc=−m−→Wc называются, соответственно, переносной силой инерции и силой инерции Кориолиса. Уравнение (13) представляет собой основное уравнение динамики материальной точки, записанное в системе отсчета, движение которой по отношению к неподвижной (инерциальной) системе отсчета известно.
Ниже такие системы отсчета будем называть неинерциальными.
Сопоставление уравнений (11) и (13) показывает, что в инерциальной системе отсчета ускорение материальной точки является результатом действия приложенных к ней сил, т.е. взаимодействия с другими материальными телами; в неинерциальной системе ускорение материальной точки является как результатом действия на нее сил, так и результатом движения самой системы. Если действие сил является динамической причиной движения точки с некоторым ускорением, то движение системы отсчета по отношению к инерциальной системе можно назвать кинематической причиной появления ускорения.
Силы инерции →Fe и →Fc можно рассматривать как поправки к закону Ньютона на неинерциальность подвижной системы отсчета. Если в рамках конкретной задачи их величинами можно пренебречь по сравнению с остальными действующими на материальную точку силами, то рассматриваемую подвижную систему отсчета полагают инерциальной. Так, например, поступают при изучении движения тел с малыми скоростями относительно Земли. Но при скорости 1000м/с и выше (с которыми движутся снаряды, самолеты и ракеты) введение в основное уравнение динамики слагаемых →Fe и →Fc является обязательным.
Если движение происходит длительное время, то влияние сил инерции →Fe и →Fc (особенно силы инерции Кориолиса) становится так же заметным и их следует учитывать. В частности, действием силы инерции Кориолиса объясняются следующие явления в северном полушарии Земли:
- — размывание реками правых берегов (закон Бэра);
- — отклонение вправо морских течений и дрейфующих льдов;
- — отклонение вправо ветров постоянного направления;
- — отклонение снарядов и ракет вправо от плоскости стрельбы;
- — больший износ правого рельса по сравнению с левым на двухколейных железных дорогах;
- — отклонение падающих тел к востоку.
Частные случаи
Движение подвижной системы отсчета (переносное движение материальной точки) определяет вид основного уравнения динамики относительного движения материальной точки.
Так, если переносное движение – поступательное (в общем случае – криволинейное), то Wc=0 (т.к. ωe=0), а
−→We=−→Wne+−→Wτe , где Wne=V2eρ; Wτe=dVedt.
Тогда уравнение (1.23) принимает вид
m−→Wr=→F+→N+→Fτe+→Fne . (14)
В том случае, когда переносное движение поступательное (ωe=0) и прямолинейное (ρ=∞), в полученном уравнении будет отсутствовать последнее слагаемое, т.е.
m−→Wr=→F+→N+→Fτe . (15)
Если переносное движение будет поступательным, прямолинейным и равномерным (dVedt=0), будут равны нулю все силы инерции; при этом вид уравнения аналогичен (11), т.е.
m−→Wr=→F+→N (16)
В этом случае подвижная система отсчета так же, как и неподвижная, будет инерциальной. Очевидно, что сделанный вывод позволяет в предыдущих рассуждениях заменить термин неподвижная система отсчета на более общий термин инерциальная.
Отсутствие принципиальной возможности каким-либо механическим опытом, основанным на наблюдении за движением материальных тел, отличить одну инерциальную систему отсчета от другой лежит в основе принципа относительности классической механики. Этот принцип утверждает: все механические явления в различных инерциальных системах отсчета протекают одинаково; либо — никаким механическим опытом нельзя обнаружить инерциальное движение системы отсчета, участвуя вместе с ней в этом движении.
Если переносно движение – вращение вокруг неподвижной оси, то →Fe=→Foce+→Fbpe; где →Foce=−m→ωe×(→ωe×→r) ; →Fbpe=−m→εe×→r; →Fc=−2m→ωe×→Vr , а уравнение (13) принимает вид
m−→Wr=→F+→N−m→ωe×(→ωe×→r)−m→εe×→r−2m→ωe×→Vr (17)
Если вращение происходит с постоянной угловой скоростью →ωe, то четвертое слагаемое в правой части (17) будет равно нулю.
Условие относительного покоя.
В этом случае относительная скорость и относительное ускорение точки равны нулю, следовательно, равна нулю и сила инерции Кориолиса. Тогда уравнение относительного покоя будет иметь вид
0=→F+→N+→Fe . (18)
ПРИМЕР 6. Призма движется по плоскости с постоянным ускорением −→W. На гладкой наклонной плоскости призмы находится груз М. Найти угол α, при котором груз будет неподвижен относительно призмы.
РЕШЕНИЕ. Свяжем с плоскостью неподвижную координатную систему O1x1y1, а подвижную координатную систему Oxy — с призмой. Тогда движение груза по призме будет его относительным движением, а поступательное вместе с призмой (с ускорением −→W) – переносным.
На рис.10 изобразим призму, груз и силы, на него действующие ( вес m→g, реакция гладкой поверхности →N и сила инерции переносного поступательного прямолинейного движения →Fe=−m−→W).
Спроецировав слагаемые уравнения относительного покоя (18) на ось x, получим
0=mgsinα−Fecosα=m(gsinα−Wcosα).
Отсюда величина искомого угла будет
α=arctg(Wg).
ПРИМЕР 7 (задача 33.4 из [2]). Железнодорожный поезд идет со скоростью 15 м/сек по рельсам, проложенным по меридиану с юга на север. Масса поезда 2000 т.
Определить боковое давление поезда на рельсы, если он пересекает в данный момент северную широту 600.
Определить боковое давление поезда на рельсы, если он идет в том же месте с севера на юг.
РЕШЕНИЕ. Для определения бокового давления поезда на рельсы необходимо учесть вращение Земли вокруг своей оси с угловой скоростью ω=2π24⋅3600=7.27⋅10−5рад/сек .
На рисунке 11.а нанесены естественная координатная система Mτnb и кинематические характеристики, необходимые для вычисления действующих сил. Здесь Vr=15м/сек — скорость относительного движения поезда, We=Wne=ω2Rcos600 — нормальное ускорение в переносном движении, Wc=2ωVrsin600 — ускорение Кориолиса.
На рисунке 11.б — изображена схема сил, действующих на поезд.
Здесь →Fт и →Fтр— сила тяги и сила трения, →Fпр — сила притяжения, →Фе и →Фс — силы инерции переносного движения и Кориолиса, →Nв и →Nбок -вертикальная и боковая составляющие силы нормального давления на рельсы.
Проецируя силы на бинормаль к траектории, получим
0=Nбок−Фс .
Откуда Nбок=Фс=mWc=m2ωVrsin600=3778.7(н)
Боковое давление поезда на правый рельс обусловлено силой инерции Кориолиса (см. рис.11.б).
ПРИМЕР 8 (задача 33.10 из [2]). Горизонтальная трубка СD равномерно вращается вокруг вертикальной оси АВ с угловой скоростью ω. Внутри трубки находится шар М. Определить скорость V*r шара относительно трубки в момент его вылета, если в начальный момент Vr0=0;y=y0, длина трубки L. Трением пренебречь.
РЕШЕНИЕ. Свяжем с неподвижными опорами и землей неподвижную инерциальную систему Ax1y1z1. С трубкой свяжем подвижную координатную систему Cxyz и для некоторого промежуточного момента времени изобразим (см. рис.12) трубку и шарик с действующими на него силами (включая силы инерции).
Движение шарика по трубке примем за относительное движение, а вращение вместе с трубкой – за переносное.
Воспользовавшись формулами кинематики, будем иметь
Wne=ω2y; Wτe=0; Wc=2ωVr.
Вычислим соответствующие силы инерции →Fne и →Fc и приложим их к шарику. Добавим вертикальную →N1 и горизонтальную →N2 составляющие силы нормального давления со стороны трубки. Спроецировав соответствующие члены уравнения (1.23) на ось y, получим дифференциальное уравнение:
mdVrdt=Fne=mω2y.
Воспользуемся заменой dVrdt=dVrdydydt=dVrdyVr и разделим переменные. Возьмем определенные интегралы от левой и правой частей уравнения:
∫V*r0VrdVr=mω2∫Ly0ydy .
Окончательно имеем: V*r=ω√m(L2−y20).
Заметим, что проецирование действующих сил на ось z позволяет определить вертикальную составляющую реакции N1=mg, а проецирование на ось x — горизонтальную как N2=2mωVr.